Алматинский уникум: человек, который умеет почти все, раскрыл секреты мастерства

Создавать новые вещи и давать вторую жизнь, казалось бы, безнадежно сломанным вещам, стало призванием алматинца Виктора Гуранды В прошлом военный моряк, а сейчас художник, скульптор, кузнец, резчик по дереву, учитель черчения, реставратор и часовщик. Вот лишь малая часть профессий, в которых алматинец Виктор Гуранда творит настоящие чудеса и при этом всегда находит время учиться чему-то новому.

Обычный необычный человек

Небольшая студия Виктора Гуранды расположилась в арендованной пристройке к частному дому на одной из узких улочек все еще кое-где оставшегося частного сектора, недалеко от центра Алматы. Сам ее владелец не стремится к особой публичности. Говорит: "Кому нужно, знают где найти".

Виктор Федорович встретил нас прямо у дверей студии. Невысокого роста. Коротко постриженные седые волосы, усы и окладистая борода отливали серебром на солнце, подчеркивая четкую флотскую выправку, присущую настоящему капитану второго ранга. Знакомство было непринужденным и через пару минут казалось, что мы уже прежде встречались.

Сама студия оказалась довольно компактной. Здесь уместились шесть небольших столиков-парт, длинная полка с различными композициями, над которыми кропотливо работают приходящие ученики, а по узкому проходу между столами можно протиснуться в мастерскую. Все остальное пространство занимают работы отставного капитана морфлота - в основном парусники разных размеров, картины, бюсты и элементы архитектуры, отлитые из гипса.

По словам Виктора Гуранды, он сам часто задает себе вопрос, почему два, казалось бы, параллельных мира – служба на флоте и тяга к искусству, объединились на его персоне. И ответ находит практически сразу – гены. "В пяти поколениях я военный и художник. И, так сложилось, что я решил продолжить эту традицию. Поэтому я решил на себе все объединить. Офицером стал. И художником. Профессиональным. Три академических образования у меня именно по изобразительному искусству. Разные специализации", - рассказывает Виктор Федорович.

Например, в художественно-промышленной студии Веры Мухиной в Санкт-Петербурге он освоил такие направления, как портрет, пейзажную живопись и реставрацию. Далее, обучаясь в Военно-морской академии имени Кузнецова, он параллельно окончил Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. А Новосибирскую академию народного творчества и прикладных искусств Виктор Гуранда окончил не за долго до увольнения в запас с флота, где он прослужил 32 года и вышел на пенсию в звании капитана 2-го ранга.

Приехав в Казахстан и обосновавшись в Алматы, Виктор Федорович изначально и не думал о том, чтобы создавать студию. Первым местом работы на гражданке стала обыкновенная средняя школа "Я, когда приехал сюда, в Казахстан, я в школе №100 работал. И, что смешно мне сейчас, тогда как-то странно все сложилось. Я в школе преподавал начальную военную подготовку, технологию с экономикой, ИЗО и черчение. Я был один преподаватель по таким дисциплинам. Когда уходил оттуда по семейным обстоятельствам, директору ой, как трудно было найти учителей сразу по пяти предметам", - вспоминает Виктор Гуранда.

Когда море – в крови

О создании собственной студии Виктор Федорович задумался несколько лет назад. Сначала снял помещение, в котором первое время собирались местные старушки и занимались вязанием. После, постепенно, здесь появилась мастерская. А затем Гуранда вспомнил свою любовь к преподаванию и стал обучать детей основам изобразительного искусства и черчению. Благо, педагогический опыт был у него не только в школе, но и вовремя службы на флоте.

"Представьте себе, ушли мы на боевую службу. Ребят надо чем-то занять. Я открывал студии, посменно. У нас три смены. И я три студии открывал и, посменно, мы там обучались. Строили парусники. Но они большие, их в люк подводной лодки не вытащишь, поэтому мачты не ставил. Заворачивали во флотскую портянку, поднимали наверх, а дома я уже ставил мачты. И вот это занятие моряков отвлекало от уныния и прочего", - говорит Виктор Гуранда.

Сегодня его студия больше напоминает музей мореходства. Корабли и парусники больших и малых размеров заполняют практически все свободное пространство вдоль стен. Каждая деталь – тонкая ручная работа. Каждый готовый экспонат – точная копия когда-то существовавшего судна.

"Беру чертеж, смотрю, изучаю его. Чертежи я читать умею – сам учитель черчения. Беру формат. На формате, в зависимости от размера корабля, высчитываю масштаб: высота, ширина, длинна, какая парусность у корабля. Знаю устройство парусников хорошо – сам был в кругосветке и на Палладе, и на Крузенштерне в давние времена", - рассказывает мастер.

Изготовление каждого нового судна начинается с составления плана. Все с точностью, как на верфи, только в уменьшенном варианте. "Первое, что делаю – подставку, чтобы корабль стоял устойчиво. А потом начинаю: делаю скелет, шпангоут, рангоут, киль. От киля все растет. Он получается, как решетка. А потом, начинаю шпоном от киля выклеивать до фальшборта. А потом – леера. Потом уже надстройки и все, что на верху – такелаж весь. Мачты, реи, я их названия знаю. Названия парусов всех, сколько их должно быть. Потому, что корабли все из прототипов. То есть, такие корабли были", - объясняет тонкости дела Виктор Федорович.

Какую-либо технику при изготовлении своих кораблей мастер практически не использует. Исключением могут быть только сверлильный станок и дрель-шуруповерт, когда необходимо просверлить, к примеру, порты для пушек.

"А все остальное – руками. Якоря отливаю свинцом, потом золотом из баллончика. Пушки отливаю. Только тот корабль, который из металла я 7 лет делал. Там, да, станок использовался. Потому, что надо мачту, рею выточить, потом леерные ограждения. Потом цепи крутил. Пушки сам научился лить. Ядра тоже. Есть корабли, когда я закладываю, допустим, несколько палуб, я делаю помещение: каюта капитана, каюты офицерского состава, рядового. В каюте капитана переборки – это стены. Там картины вывешиваю с пейзажиками, с портретами. Диванчики, бочка с ромом, кружки на столе. Все эти мелочи делаю вручную", - рассказывает Виктор Гуранда.

В моменте истории

Говорить о своем увлечении кораблями и парусниками мастер может часами еще и потому, что досконально знает историю каждого из них. С особенным огоньком в глазах он рассказывает про морские баталии с участием кораблей российского флота. Одна из самых любимых, история про бриг "Меркурий" под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского, которому за полтора часа удалось потопить три турецких военных корабля, взявших бриг в "тиски" и требовавших сдаться.

"Казарский умничка был, ученик Нахимова. У "Меркурия" 15 пушек с левого борта и 15 с правого. А он взял еще один комплект и получилось не 30, а 60 пушек. И когда потребовали сдаться, он с одного и со второго борта залпы дал по турецким кораблям, и они стали тонуть. А буквально через 4-5 минут – второй залп, чего турки не ожидали вообще. Представьте, на заряжание сколько нужно времени? Это как пушкари должны были быть обучены! Корабли горят. На "Орионе" – турецком флагмане, увидели, что произошло и стали уходить", - рассказывает Виктор Гуранда.

Однако и "Ориону", по его словам, уйти от Казарского не удалось. Нагнав неприятеля, по аналогичной схеме, он уничтожил и его.

Еще один, по-своему уникальный экспонат, по словам Виктора Федоровича, находится в его домашней коллекции. Это так называемый пап корабль.

"У меня есть дома корабль. Есть папамобиль для Папы Римского, а у меня есть папакорабль. Его заказали, сделали. Потом он Папе Римскому понравился, и он предложил его вооружить – всякое бывает в Средиземноморье. И вооружили его пушками. Он стал не прогулочно-пассажирский пап корабль, а стал хорошо вооруженным кораблем. И он прослужил четырем Папам", - говорит мастер.

По словам Виктора Федоровича, в изготовление каждого корабля, написание каждой картины, он вкладывает всю душу, вне зависимости, делает ли это для себя, либо на заказ. В первое время, признается мастер, с работами было расставаться довольно сложно. Побороть искушение продать что-то из коллекции ему помогала хитрость.

"Я делал такое на картинах. Писал: "Продано". Это сдерживает", - смеется он. Сейчас заказов у Виктора Федоровича хватает и с некоторыми своими экспонатами он научился расставаться спокойно. Но о том, чтобы устроить тотальную распродажу, даже не задумывается.

"Я одного художника знаю, по Феодосии, Шахматов Владимир. Его нет уже сейчас в живых. Он даже этюды свои продавал. Нельзя этюд продавать. Художник без мастерской, без архива, это, как человек без кровеносной системы. Бывает, допустим, захотел персональную выставку к какому-нибудь юбилею, а картин нет. И, тогда ходишь по частным коллекционерам, кому ты продал, кому подарил, и просишь: "Дай на выставку". Это очень нехорошая практика. Поэтому у меня есть резерв, я в любой момент могу организовать выставку", - объясняет Виктор Гуранда.

Вторая жизнь "убитых" вещей

Помимо собственных работ, в студии и мастерской Виктора Гуранды можно найти все, что угодно: техника, музыкальные инструменты, механические швейные машины, коллекцию часов и множество других вещей. И, что самое интересное, все они когда-то, в буквальном смысле слова должны были оказаться на помойке. Так бы и случилось, не попади они волею случая в руки мастера.

"Часы? Сначала, однажды, я свои починил. Потом стал делать часы с кукушкой: приносят в дребезги разбитые часы, а кукушка не кукует. Я допетрил. Изучил механизм и теперь знаю, как сделать, чтобы кукушка куковала. Потом люди стали другие носить. Разные. Кто механические, кто электронные. Можно взять, купить механизм, поставить в эти часы, но моя задача – дать им вторую жизнь. Поэтому чищу, окиси снимаю, контакты прочищаю, ставлю батарейку, пытаюсь запустить. Есть часы с изъянами, я реставрирую. Вот, Наполеон. Разбит был в дребезги. Я все собрал, пришел, склеил и даже не скажешь, где была поломка", - рассказывает Виктор Федорович.

По его словам, специально собирать коллекцию часов намерения не было. Просто многие, после ремонта, предпочитают оставлять их у мастера, либо за ненадобностью, либо на память. Так и собралось в мастерской около трех десятков экземпляров. Есть даже с боем. "Я чиню пылесосы, мясорубки, утюги, газонокосилки. Да бог знает, что я только…. Швейные машинки. У мня две швейные машинки. Принесли еще две. Я их починил и отдал. А эти не забирают: "Оставь себе". Я на них шью паруса. Нашел им применение", - смеется мастер.

Особая глава в жизни Виктора Гуранды – реставрация музыкальных инструментов. "Вот, кстати, балалаечка – Москва, 1980 год. Это, как раз, Олимпиада была и, как раз Владимира Высоцкого не стало. Принесли ее – она была в ужасном состоянии. Струн набор есть, сейчас поставлю. Все сделал, полочки и прочее. И она будет играть", - говорит он. Помимо раритетной балалайки, Виктор Федорович вернул к жизни мандолину, несколько домбр, два совершенно разбитых и рассыпавшихся аккордеона и более десятка гитар. "Гитар у меня было 12, осталось пять штук. Чиню. Мальчик один мне говорит: "Хочу научиться на гитаре, а папа мне гитару разбил, потому что бренчу, мешаю всем. Как починить?". Принес, а она – в труху: папа ее так об асфальт уработал. Я ее восстановил. Пацан уже в подземных переходах, у торговых центров играет, зарабатывает денежку. А потом, я увидел, что он научился играть на гитаре, и я ему подарил хорошую гитару. Прямо от души взял и подарил", - рассказывает Виктор Гуранда.

Когда чинить оказывается нечего, свободное время мастер посвящает исключительно творчеству: режет шкатулки, шахматы, нарды и куклы, разрабатывает и льет гипсы, занимается кузнечным и литейным делом. А на вопрос о том, есть ли хоть что-то, чего бы он не умел делать, отвечает с улыбкой:

"Металл я знаю, форму сделать и отлить я знаю, стекло я знаю, как сделать и дуть стекло могу. Я, может быть… Хохлому и гжель вот если бы я освоил, то было бы супер. Приносят. По наитию, по чутью, я могу восстановить, если что-то там потерлось, что-то отпало. Могу починить. Мне принесли самовар, я его расписываю. Там не хохлома, но что-то в этом роде. Осталась только верхняя парильная камера. А еще я и иконы реставрировал. Несколько икон, очень хороших и с историей. Из любого материала, то ли это ткань, то ли это кожа, металл, дерево, я могу что-то придумать и, особенно, если дело касается реставрации, я обязательно это сделаю".

Черчение в школах: Вернуть немедленно!

Преподавание, возможность передать свой опыт и свои знания подрастающему поколению – еще одна слабость Виктора Гуранды. В своей студии он ежедневно проводит уроки по изобразительному искусству и черчению, как совсем с малышами – 5-6-летками, так и со школьниками, в основном с теми, кто заканчивает выпускные классы. За 4 года работы с ними, после занятий у Виктора Федоровича, в колледжи и вузы поступили 58 человек. Причем не только в казахстанские. В списке стран Россия, Канада, Чехия, Германия, Англия, Австралия, Корея и другие.

"Чтобы подготовить их к экзаменам, нужно дать основы дисциплины: линейный рисунок, графический рисунок, построение композиции. Если это анимация, значит анатомия. Если портрет – тоже анатомия. Потому, что без пропорций и пластической анатомии человека невозможно ни аниматором стать, ни портретистом. Так как я учитель черчения, преподавал, черчению я уделяю очень много внимания и считаю, что это основа инженерии", - говорит Виктор Гуранда. По его словам, черчение, которое, с чьей-то легкой руки исчезло из школьной программы, наука наиважнейшая. Не будет подготовленных специалистов-инженеров - не будет развиваться производство, строиться самолеты и автомобили, станки и доменные печи. Да что там говорить, построить обычный дом станет проблемой.

"Я за суверенитет государства. Вот, представьте, если нет инженеров. Кораблестроение, самолетостроение, построение железнодорожного транспорта, автомобильного и прочее, прочее… Если этих специалистов нет, то государство суверенное? Или оно зависимое? Это значит инвесторы из других стран пришли, вложили инвестиции и рабочие места заняли в этих отраслях. Так будет, если не будет своих инженеров", - говорит Виктор Федорович.

По признанию Гуранды, именно этот момент и стал толчком для того, чтобы начать преподавать черчение подросткам, которые впоследствии намерены связать свою жизнь с инженерной мыслью. Мастер с горечью признает и то, что на данный момент упущено уже очень много времени: преподавателей черчения старой школы осталось мало, по пальцам можно пересчитать, а новых, увы, не воспитали.

"К черчению немедленно надо вернуться. Немедленно. Потому, что без черчения – это ступор. Никакая техническая мысль не родится, никакой объект, проект. Сейчас попробуй, запусти черчение в школе. Где брать специалистов? Никто не преподает. Брать кого-то от производства, с КБ или чертежного бюро – это очень сложно. А кто пойдет на такую дисциплину? Низкооплачиваемая она, неправильно это. И вообще, я считаю, что учитель иногда важнее, чем родитель. Он корректирует ребенка, воспитывает его, приучает к труду, к предмету, формирует личность", - говорит Виктор Гуранда.

Мечта мастера

Несмотря на то, что, по словам Виктора Федоровича, в своей жизни он добился практически всего, чего хотел, даже у него есть сокровенная мечта. Пока она лишь в голове и, для того чтобы ее осуществить, сил одного человека будет недостаточно. Также, как, в принципе, и средств, которых у скромного капитана-отставника, художника и мастера на все руки попросту нет.

"Я хотел сделать Город мастеров. Сокровенная моя мечта. У меня, например, есть муфельная печь (предназначена для нагрева чего-либо до заданной, обычно высокой температуры - Sputnik) на полторы тонны. У меня есть наковальня и кузнечный инструмент, есть горн, который бы я поставил. Город мастеров – это конгломерат, где гончары, кузнецы, резчики по дереву, ремесленники, которые своими ручками все делают: и посуду, и парковые скульптуры, и обжиг, и керамику, и очень много всего. И ремонт разной бытовой утвари. Может даже экспо-зал, где бы демонстрировались изделия и отремонтированные вещи какие-то, которым дали вторую жизнь", - делится своей мечтой Виктор Федорович.

Мастер уверен, что Город мастеров пользовался бы большой популярностью, как у алматинцев, так и у гостей мегаполиса, в первую очередь потому, что в нем каждый мог бы соприкоснуться с искусством, творчеством и историей.

"Это нельзя забывать. Это, можно сказать, этнос. Это коды. Их нельзя от народа отрывать. Мы уходим в современное, забывая старое и теряем связи, теряем формы, мы теряем чувство наших предков", - заключил Виктор Гуранда.

 

Sputnik Казахстан

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

Вникая в содержание. Чем опасен договор пожизненной ренты

85-летняя Нина Зарубина уже полгода ходит в суд, чтобы вернуть свою столичную двухкомнатную квартиру. Пенсионерка рискнула подписать договор пожизненной ренты.

Ряду граждан РФ начнут индексировать пенсии дважды

Член комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб анонсировала индексацию страховых пенсий по старости для неработающих пенсионеров два раза в год .