Как кокошники делают из женщины богиню, знает магнитогорский дизайнер Анастасия Нарватова

Ее рукодельная история проросла из детства, когда девочкой еще любила покопаться в рукодельной шкатулке бабушки с пуговками, ленточками и бусинками, играть с лоскутками под ее ножной швейной машинкой, которая превращалась в уютный домик, и, конечно, рисовать.

– Я с 12-ти лет с иголкой, – вспоминает Анастасия. – Творческий путь начинался по мастер-классам из журнала Бурда, помню, как читала описание и не понимала: где достать нужный материал? Заметив мою любовь к творчеству, папа отвел в художественную школу. Главным учителем стала Лариса Вячеславовна Эслингер, которая повлияла на становление меня как личности и раскрыла талант. Научила не только законам композиции, живописи и рисунка, но как искать глубину, в обычных предметах видеть красоту, заглядывать в души людей. Научила верить в себя и в то дело, которым занимаешься.

Потом было заочное отделение худграфа, работа дизайнером мебели, а в 2017 году, когда по ряду семейных обстоятельств пришлось уйти с работы, у Анастасии просто не осталось иного выбора, как достать с дальних полок запасы рукодельных материалов и начать совсем иную, творческую жизнь.

Толчком для этой масштабной идеи стал осенний бал первоклассников, на который для дочери Анастасия создала костюм, а потом решила реализовать давнюю мечту.

– Лично меня, как дизайнера и мастера волнуют две темы: как передать историю, мудрость, принадлежность к русской культуре и сохранить старые техники в современном мире, а также геральдика и аксессуары с элементами военного обмундирования разных эпох, – так пишет мастер в своем блоге.

На идею создавать броши в стилистике орденов XVIII-ХIХ века натолкнул детский интерес к геральдике. Мама Анастасии – историк, и в детстве девочка много времени проводила за рассматриванием портретов исторических деятелей в бесконечных стопках журналов «Огонек». В те времена ордена были настоящими предметами ювелирного искусства, и Анастасия черпает в них вдохновение для своих работ.

Вторая любимая тема – фольклор

– Для меня важно сохранение традиций. Когда ушло старшее поколение, мне достались все эти вышитые рушники, кружевные накидки на кровати, мережки. Целый чемодан на балконе лежит – не могу я с этим расстаться, и не знаю, как это трансформировать и придать им новую жизнь, – признается рукодельница. – И даже зеркало в моей мастерской принадлежало еще моей прабабушке.

Никаких мастер-классов не потребовалось – дизайнер всегда стремилась сама дойти до сути техники. Вдохновляют ее и по сей день работы мастеров высшего пилотажа. Потом начали рождаться свои идеи, например, серия леденцово переливающихся петушков, а чужие задумки – трансформироваться настолько, чтобы стать по-настоящему уникальными.

– Я прямо к космосу присоединяюсь, и оттуда вся информация, – смеется Анастасия. – Беру – и вышиваю. Все спать расходятся – а я работаю. Глаза поднимаю – полчетвертого!

Поначалу все рабочие процессы базировались на кухне, но в какой-то момент рукодельница поняла: необходима своя мастерская, где можно обустроить по местам весь миллион бусинок и страз, красиво развесить и разложить работы, где в идеальной атмосфере можно и работать, и общаться с клиентами.

Энергия – женская

Работа с украшениями – это не только талант ювелира, но и мастерство маркетинга. Для того, чтобы научиться продавать свои изделия, в 2020 году дизайнер пошла на специальные курсы по ведению соцсетей и развитию своего бренда. Там же познакомилась с темой создания кокошников, однако в идею пришлось вложить немало стараний, чтобы довести до совершенства (а это – главный пунктик Анастасии Нарватовой).

– Сделала раз, второй, третий – не устраивает качество. Столько материала перепортила, не один кокошник ушел в мусорку, пока методом проб и ошибок нашла универсальный вкладыш из экопластика, который держит форму, но при этом эластичный и гибкий, и ручная стирка ему не страшна, – вспоминает мастер. – Разработала три разные анатомические формы кокошника, плотно прилегающие к голове за счет регулировки резинки. И когда я добилась эталонного своего качества, у меня прямо любовь к ним открылась.

Ткани к кокошникам, а это может быть и бархат, и экокожа, и искусственная замша, и даже джинса, Анастасия подбирает в магазинах, отмечает, что важны не только качество и цвет материала, но и тактильные ощущения. Кокошники-ободки хороши и без декора, в своем первозданном изяществе формы, но, расшитые стразами и бусинами, могут из любой женщины сделать богиню.

Кстати, одна девушка-блогер, заказавшая себе такую корону, считает, что даже мыть посуду и чистить зубы в ней – уже чувствовать себя королевой. Такие вещи хорошо смотрятся и с вечерним платьем, и со строгим пиджаком, и с футболкой. Примечательно, что основная аудитория таких кокошников – женщины старше 35-40 лет.

– Это не просто украшение, а усилитель женской сути. Кокошник усиливает внутренний магнетизм, прибавляет энергии, и конечно делает образ незабываемым. Когда надеваешь кокошник – совсем другое состояние, – улыбается дизайнер. – Это действительно магия какая-то. Кокошник – это не только про женственность, но и про любовь к Родине, про патриотизм, про нашу историю и культуру.

Еще одно направление, которое развивает Анастасия – авторские аксессуары из галстуков. В свое время в поисках идей для творчества она встретила в одной из соцсетей Ирину Солодовник – основательницу итальянского бренда SOLOTU, дизайнера женских галстуков. С коллегой из Италии завязалась переписка, затем деловое сотрудничество: броши-ордена работы Анастасии Нарватовой идеально дополнили аксессуары Ирины. Русская итальянка раскрыла нашей землячке несколько секретов своих галстуков, и так пошло развиваться это направление творчества.

– Все эти ордена, галстуки – вещи из мира мужчин, но переосмысленные, наделенные энергией умелых рук, они воплощают в себе победу женственности, – считает мастер. – Орден – украшение сильных женщин, и, как правило, они его себе приобретают сами. Им есть за что себя наградить. Они излучают уверенность и не стесняются украшать собой этот мир. Когда я куда-то иду, я запросто могу кокошник надеть, а «ордена» я вообще ношу пачками – это ярко, привлекает внимание, и сама осанку сразу держишь.

Искать клиентов помогают соцсети и «сарафанное радио». Однако большинство изделий все же уезжает из Магнитогорска, и Анастасия расстраивается, что ее землячки не могут найти в себе смелости носить такую красоту. Большинство возражений: «А куда я в нем пойду?». Нет у наших женщин традиции наряжаться, чувствовать себя королевой каждый день, и эту тенденцию нужно менять, считает она. В том числе – и красотой украшений. Ведь красота меняет мир.

Своими изделиями Анастасия Нарватова сама побуждает людей творить или, по крайней мере, – быть причастными к творчеству, формировать собственные традиции. Часто, приходя к ней в мастерскую, клиенты просят разрешить просто посидеть в этой приятной атмосфере. А творчество – оно во всем, даже в выращивании ароматных трав, чтобы заваривать зимой душистые чаи для душевных бесед.

– В наш век искусственного интеллекта я и своей дочери говорю одно: будь творцом! Если в вас не будет этой искры божьей, вас просто заменят ботами. Это страшно, когда люди боятся проявлять себя, становятся частью серой массы, – констатирует она.

Русская красавица

Анастасия Нарватова любит творить вместе с единомышленниками, всегда готова вместе идти этой непростой дорогой.

– В нашем непростом городе одному мастеру не выжить. Несмотря на то, что все мы очень разные, но если мы будем командой, сплоченными, то у нас гораздо лучше все получится. В коллаборации гораздо интереснее работать, в куда более значительных проектах участвовать, – считает она.

Сейчас мастера все больше тянет на масштабные идеи. Одна из самых крупных брошей висящих в ее мастерской, черный скорпион, – часть придуманного с магнитогорским дизайнером проекта на тему знаков зодиака, который ждет своей реализации. Костюмами и аксессуарами к ним Анастасия продолжает заниматься и сейчас.

Одна из последних ее работ украсила финалистку знаменитого магнитогорского конкурса «Жемчужина» Елену Новикову. В этом наряде модель представляла  город в Москве. В течение двух недель совместными усилиями удалось собрать образ русской красавицы, а отправляла дизайнер Елену с напутствием: «Без короны не возвращайся!». И действительно, яркое ожерелье на основе павлопосадского платка, расшитое каменьями и жемчугами и такой же яркий кокошник стали залогом победы: жемчужинка Елена Новикова из Магнитогорска заняла 1 место в конкурсе «Russian Beauty-2024».

– Я считаю, что это победа всего города. Выйти впервые и забрать первое место! Несомненно, и харизматичность модели, и наша совместная идея нашли отклик у членов жюри, – уверена Анастасия Нарватова.

Такие масштабные вещи требуют и масштабных вложений. Найти достойную фурнитуру и материалы в нашем городе не так-то просто – либо выбор и качество недостаточно хороши, либо ценник выше звезд, поэтому приходится заказывать в интернете. В мастерской Анастасии Нарватовой лежат огромные запасы бисера и бусин самых разных расцветок и форм, страз, цепочек, канители… Находит она применение и вышедшей из моды бижутерии.

Сейчас в планах сделать украшение из вторичного сырья на очередной «Чистофест», который пройдет летом этого года. Мечтает создавать сценические костюмы.

– Одной из главных своих задач ставлю качество изделий, чтобы маркировка «Сделано в России» стала национальным брендом, в качестве которого никто бы не сомневался, – говорит Анастасия Нарватова. – Сейчас, когда из страны ушли европейские бренды, у нас действительно расцвет русского дизайна. Сейчас большой тренд на региональные бренды, на фольклор. И я чувствую, что это – мое.

Справка:

Кокошник на Руси он был головным убором замужней женщины. До замужества девушки носили венцы и ленты, украшающие косу, а в браке полагалось тщательно прятать волосы. В допетровские времена кокошники носили и знатные дамы, и крестьянки. Но в начале XVIII века Петр I велел подданным отказаться от традиционного русского платья и одеться в европейское. С той поры аристократки кокошников не надевали.

Зато среди крестьянок, мещанок и купчих убор снискал большую любовь. Кокошник пробыл в опале меньше ста лет: уже при Екатерине II он снова появился при дворе в качестве символа любви к русской культуре. Императрица подчеркивала свою связь с народом — она наряжалась в одежды по образцу народного костюма и дополняла образ стилизованным кокошником.

Вслед за ней русские головные уборы оценили и другие придворные дамы. Новый виток популярности случился после победы в войне с Наполеоном: русские аристократки нарядились в платья, похожие на сарафаны, и в стилизованные кокошники. Головные уборы аристократок отличались от современных им крестьянских: дамы сдвигали их далеко на макушку, носили в виде венца, завивали открытые по бокам локоны. Такой кокошник оставался в гардеробе фрейлин вплоть до революции.

Сегодня кокошник остаётся символом русской идентичности и все чаще в различных стилизациях встречается в гардеробах современных девушек.

 

Магнитогорский рабочий

Мы в Vkontakte     Мы в Telegramm     Мы в ЖЖ     Мы в Одноклассниках

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

Вникая в содержание. Чем опасен договор пожизненной ренты

85-летняя Нина Зарубина уже полгода ходит в суд, чтобы вернуть свою столичную двухкомнатную квартиру. Пенсионерка рискнула подписать договор пожизненной ренты.

Ряду граждан РФ начнут индексировать пенсии дважды

Член комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб анонсировала индексацию страховых пенсий по старости для неработающих пенсионеров два раза в год .